18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

"Теория шести рукопожатий". Что о ней говорит наука?

07:02 07.12.2024 16+
635
"Теория шести рукопожатий". Что о ней говорит наука?

Первая часть фильма “Ёлки” полностью завязана на так называемой "теории шести рукопожатий". Для борьбы с вызовами героям нужно было воспользоваться своими социальными связями. Цепочка знакомств через шесть звеньев помогла достучаться аж до президента.

Но это кино. А что в реальности говорит об этом социальная психология? Давайте разбираться.

Термин “теория шести рукопожатий” очень популярен и мы часто его используем в быту. Но есть ли у этой теории научное обоснование и откуда вообще взялась цифра шесть* а не например пять или семь?

В этой статье мы расскажем вам о том с чего все началось* как ученые пришли к цифре шесть и какие подводные камни есть в этой теории.

Истоки "теории шести рукопожатий".

Первоначально идея была озвучена венгерским писателем Фридьешем Каринти в 1929 году. Каринти опубликовал сборник рассказов в том числе произведение под названием "Цепные связи".

В этом рассказе он говорит о том что по его мнению современный мир "сжимается" из-за постоянно увеличивающейся связанности людей. В результате этой гипотезы герои повести считали* что любые два человека могут быть связаны не более чем через пять знакомых.

Конечно это был художественный ход* но гипотеза была не лишена изящества.

Научный эксперимент.

Основываясь на этой идее американский социальный психолог Стэнли Милгрэм решил провести эксперимент.

Для этого были отправлены информационные пакеты случайно выбранным людям в Омахе и Уичито. Они включали письма в которых подробно описывалась цель исследования. И там была информация о целевом контактном лице в Бостоне. Это сильно отдаленные друг от друга географические точки.

В письмах было указано что людям необходимо если они лично знают цель* отправить письмо этому человеку. А если они цель не знают то отправить письмо тому кто по их мнению ближе знаком с человеком* к которому должно дойти письмо.

Начальная популяция для исследования состояла из 296 добровольцев. Проблема заключалась в том что часто люди отказывались передавать письмо дальше* и таким образом цепочка никогда не доходила до адресата. 232 из 296 писем так и не дошли до адресата.

В итоге 64 письма или 29% от тех что были отправлены изначально в конечном итоге достигли цели. Среди этих цепочек средняя длина пути составила около пяти с половиной звеньев. И добрались до адресата.

Так психолог экспериментально подтвердил статистическую закономерность о шести рукопожатиях.

Интересно что 16 писем были переданы объекту в Бостоне одним и тем же человеком - торговцем одеждой. У этого мужчины социальных знакомств явно выше чем у среднего человека.

Конечно это всего лишь статистическая закономерность* а не аксиома.

Хотя бы потому что есть много "но":

-Использовалась лишь территория США.

-Многие люди лучше отправят письма человеку с которыми они в хороших отношениях* чем тому с которым они в ссоре или мало общаются. А последний может быть намного ближе к конечному объекту.

-Первоначальные участники эксперимента были выбраны не случайно. -Некоторые из них собраны по объявлению в газете* некоторые приглашены по почте из числа владельцев акций “голубых фишек”. И есть вероятность что число их социальных связей в принципе выше* чем у среднестатистического человека.