18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Старшее поколение

00:41 24.10.2024 16+
166
Старшее поколение

Закалка и смекалка Виталия Пронина

В здоровом теле – здоровый дух!

В.Н.Пронин - золотой мастер на все руки от скуки. Мало того, что неуемная фантазия этого конструктора-самоделкина из народа рождает шедевры, так она еще решает бытовые и насущные проблемы любого уровня. Виталий Николаевич всю жизнь "ломал системы" в разных отраслях экономики, идя своим замысловатым путем, пролегающим через всю страну. Трудился, вызывая как жесткие нарекания, так и большое одобрение, так как всех его талантов даже в одной книге не перечислить, хорошо бы нам просто самые крупные «грани» самородка из народа.

Его предки - выходцы из местных крестьян. Отец – Николай Васильевич потомственный кузнец из с.Тенишево, мать – Наталья Антоновна родом из с.Плужное. После службы в армии, глава семьи забрал супругу в Улан-Удэ, после чего их совместная жизнь «пошла» по военным гарнизонам.

Н.В.Пронин участвовал в битвах на Халхин-Голе. Получил серьезное ранение. Попал под «бронь» и до 1946 года служил на суровом Севере старшим оружейным мастером военной части. Виталий, хоть и был тогда маленький, но отлично помнит себя с самого раннего детства, как в игре разряжал и собирал каждый день револьвер, который давал ему отец, и другие виды оружия. Родителя видел редко, и все общение с ним складывалось технически-творческое.

- Я родился за восемь дней до начала войны – 14 июня 1941 года в с.Айкино Усть-Вымского района Коми АССР, - начал рассказ Виталий Николаевич. - Отец разрабатывал, тестировал и дорабатывал, ремонтировал любые виды оружия. Этим все сказано. После того, как случилась трагедия: сгорел двухэтажный офицерский большой дом, где в огне погибло 15 человек, в том числе мой старший брат, папа принял решение оставить военное ремесло, вернуться к прежнему мирному занятию и переехать на малую родину. В январе 1946 года мы поселились в селе Тенишево. И кузня отца, как и до его службы в армии, опять стала центром местной вселенной. Работы – невпроворот, начиная от ковки простых кос, серпов и заканчивая сложными изделиями для прицепных комбайнов, которые жеребцы-тяжеловозы по тонне таскали за собой в поле.

- Это было жестокое сложное время, - продолжает он. – Спрос на изделия – огромный. Они постоянно требовали усовершенствования, облегчения труда. Все люди трудились на износ. И я пропадал возле родителя сутками в качестве помощника. В горниле испытаний он передал мне все свои знания и умения опытно. И казалось, мой жизненный путь предрешен. Могу подковать лошадей, шиновать колеса, сделать ухват или сковородник, мотыгу и лопату, любые работы в кузне мне давались легко. Вообще, у меня удивительная память. Всю жизнь все перенимал и брал с лету. Достаточно было постоять возле токарного или другого станка, и я моментально понимал любой принцип работы, только усовершенствуя подход. Профессионалы только удивлялись: «Смотри, какая хватка у технаря!». Это касалось всего – учебы, спорта, любых внеклассных занятий и видов работ. Даже при написания стихов, поэм, песен, картин… Но я мечтал летать! И изнурял себя серьезными нагрузками, готовя к поступлению в Оренбургское летное училище.

…По этой улице Заречной,

Я бегал в детстве босиком.

В борьбе и драках бесконечных,

Ковал характер с огоньком…

Представьте, ежедневно низами вдоль реки преодолевал семикилометровый путь в школу в лаптях. И назад, соответственно. Потом соответствующая дорога была в Краснослободский совхоз-техникум, где учился на механика. Круглый год плавал на Мокше с друзьями наперегонки. Вечерами делал марш-броски босиком. Разминка на брусьях. Потом на время подтягивался на турнике 54 раза. Две двухпудовые гири поднимал по 28 раз. Гонял на мотоцикле круглый год. Но это еще не все, главное в моей тренировке на выносливость было… по трое суток не есть, не пить и не спать совсем. Был, как скала. Но специалист военкомата меня подвел, не успели подать документы в срок. Так я попал в Казанское ракетное училище стратегического назначения. Но много говорил лишнего. И меня исключили, дав два года на исправление службы по разным военным частям Союза, чтобы не разлагал политическую дисциплину. И в Пензенской области, потом в Куйбышеве пригодились все мои литературные и художественные таланты. Повезло с хорошими людьми. В 1968 году, как редактор газеты Приволжского военного округа, демобилизовался.

Через восемь лет службы В.Н.Пронин вернулся на родину. В 1970-ом похоронил в Тенишеве отца. Несколько лет работал директором сельского ДК. Но опять не поладил с райкомовским начальством. С 1974 по 2001 года работал оператором асфальто-бетонного смесителя ДРСУ. Не только перевыполнял все нормы, но, главное, мог сотворить любую «железяку», находя выход из любого безвыходного положения. Все у него крутилось и вертелось, как вечный двигатель. О передовике производства много раз писала «Знамя труда». Ведь он и с «пенсиона» приходил коллегам на помощь. По его словам, в современном мире без кузницы никуда. Это огонь. Это металл. Кузнечную монолитную сварку до сих пор ничем не заменить. Были бы мастера! Поэтому он стремится передать знания и опыт.

- Все, чему отец научил, мне пригодилось во всех сферах жизни, - продолжает собеседник. – Золотые руки нужны всякому и повсеместно. Вот работал старшим инженером в Казанском научно-исследовательском институте, нас отправили в подшефный колхоз зерно убирать. Председатель ставит срочную задачу – покрыть ток. А все городские, не знают, как? А я говорю: «Элементарно!» и в три топора закрыли крышу. И всему-всему, что знаю, учу детей, внуков, правнука… Перво-наперво – это отличие «что такое хорошо и что такое плохо». Чтобы целомудрие хранили. Чтобы старших почитали. Чтобы людей уважали. Чтобы животных любили. И чтобы трудились не покладая рук. В частности, Владимир – механик от Бога. Как и я от отца, он тоже с четырех лет, весь сознательный возраст перенимает от меня ремонт техники. Разбирается во всех моторах, лодочных или автомобильных системах, любой технике. С четырех лет он, как и я у отца – подсобник. И внуки близнецы – Николай и Василий – тоже. Правнук Роман – на подходе. Всю сознательную жизнь проводим в творческом поиске, за изготовлением различных изделий. Учу разбираться не только в двигателях, а вообще, в жизни. Самому главному – сердобольности! Сам всегда помогал людям. Кому ухват «заварить», кому резьбу нарезать, все делал. 14 лет сыну дом строил. Он отлично учился. А карьеру делать не захотел, сказал: «Учился. Всего добился. Везде старался. И понял, что хочу жить на селе, в своем доме, на берегу реки, а на подворье – вся живность. Просто хочу жить, как наши предки». Вот я и придумал проект двухэтажного дома со спортзалом и прочими удобствами на улице Нагорная. А попутно, чтобы не растерять интерес по жизни, продолжал заниматься любимым конструированием различных лодок, катеров, аэросаней, снегоходов и даже заплечных ранцевых двигателей для передвижения на лыжах по местным просторам. Проводил испытания в поле, лугах, на реке. Потом списывал, устраняя в чертежах недоработки, строя новые модели. Например, последний экземпляр лодки «Кардинал» оказался самым успешным. Легкая на обгон. Быстроходная. Обводы хорошие. Не переворачивается даже при резком маневрировании.

Я так долго экспериментировал, что все свои чертежи с описанием и фотографии отправил в любимый журнал «Катера и яхты», - констатирует В.Н.Пронин. – А мне пришел ответ: «Чтобы изобретать, нужно академическое образование». Как будто Кулибин, Павлов и другие русские гении были академиками. Также произошло и с другим журналом «Моделист-конструктор», с которым поделился чертежами трех быстроходных аэросаней и трех снегоходов. А ведь я, по сути своей, самодельщик! Последние модели после испытаний стали только колесными.

Свои изобретения наш герой никогда не продавал. Альтруист. Настоящий народный самоделкин. Его изобретениями интересовались англичане и японцы, которые всегда охотно отвечали на все письма. В гости к нему до сих пор съезжаются мастера-самородки со всей Мордовии и ближайших регионов. Помимо технического новаторства у него много и других дел. Всю жизнь ведет здоровый образ жизни. Он с женой и семьи детей, внуков питаются продуктами только собственного производства с подворья. В магазине покупают лишь хлеб. В аптеке не были ни разу. Виталий Николаевич - искусный травник. Весь «подножий корм» у него идет на обеденный стол и производство настоек, наливок, мазей.

- Я из рода долгожителей, - подытоживает В.Н.Пронин. Мой прадед дожил до 111 лет. И то он замерз в амбаре, когда их раскулачивали, мог и дольше жить. Жена – дочь знаменитого военного, поженились мы с ней в Казани после суток знакомства и вот уже 58 лет вместе. Она – радость моей жизни и вдохновение. Я за ней каждый день афоризмы записываю, очень мудрая. – От предков и переняли мы все традиционные исконные русские ценности и традиции, в том числе травничество. Мы с женой вместе собираем лекарственные травы. Не болеем. И в больницу ни разу не обращались. Живем тихо и ладно, даже умиротворенно. Много ходим пешком и трудимся, не покладая рук. Все говорят, что в свои 84 года выглядим гораздо моложе своих лет, а мы лишь сокрушаемся, нам хочется чтобы молодежь вела здоровый образ жизни. Больно видеть, как идет физическое разложение общества. Не сильное. Молодежь хилая. Конечно, не вся, но нет того, на что мы были способны в таком возрасте. Нужны дворовые и уличные спортплощадки, где бы отцы с детьми вместе бы занимались. Нужно развивать институт отцовства! Своих внуков заставил убрать мотокосилки. Настоящие косари. Развивают всю группу мышц и работают вилами, и лопатами, и мотыгами… Убирают скот. Готовят корма. Попутно учу, чтобы потомство было здоровым ребятки, нужно беречь себя от нечистоты – в моральном и духовном смысле. Все по хозяйству сделал для детей и внуков. Подытожил. Одно желание – хочу видеть и правнуков счастливыми. А для этого нужно нам всем миром церковь на селе отремонтировать. Что могли, уже сделали, демонтировали старую мельницу, убрались. Но нужны средства, чтобы возродить храм. Надеюсь, найдутся помощники. Чувствую свою вину. Был я страшным атеистом. А в 1991 году мне, который ничего не боялся и не страшился, приснилась Пресвятая Богородица. Наутро прибежал к своей бабушке Вере, а она и призналась, что всю жизнь молится Царице Небесной о спасении всего рода. Потом я поехал к священнику, а следом и к епископу. Переосмыслил всю свою жизнь. Признал невежество. Что зря прочел всю ленинскую библиотеку. Писал политические фельетоны. И обращался в патентное бюро. Приобрел Библию и десяток томов с толкованиями, молюсь. Сейчас помогаю в монастыре. И всем неустанно говорю о необходимости личного спасения и всего своего рода.

Газета "Красная Слобода"