18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

В рамках муниципального фестиваля "НаставникФЕСТ" Конкина Мария Игнатьевна, педагог МБОУ Куликовская СОШ,принимает участие в конкурсе творческих работ

07:18 22.10.2024 16+
2798
В рамках муниципального фестиваля "НаставникФЕСТ" Конкина Мария Игнатьевна, педагог МБОУ «Куликовская СОШ»,принимает участие в конкурсе творческих работ, посвящённых Году семьи "Семейные традиции".

Мы часто окунаемся в мир детства, вспоминаем с любовью родное село, родителей, родную природу.

В селе Колопино я провела детство и юношеские годы. Выросла в большой, дружной семье. Я благодарна родителям, давшим нам много любви и доброты.

Раньше в мордовских семьях ребятишек меньше пяти, можно сказать, не было. Все приучены к труду. Скотины полный двор, огород - 30 соток. Трудились, но праздники почитали. К большому празднику убирались в избах, чтобы каждый уголок блестел.

Наступает праздничный день – все на улице, где – то гармонь играет. Одни направляются в гости, другие останавливаются возле гармошки. У всякой хозяйки на праздник стол накрыт, ведь печка спозаранок истоплена, а там и щи, и каша, и яйца печеные, и молоко кислое, и цёмарат и пярякат, модамарень шяняфкст, пачат, на столе - поза. Эх, и весело было в праздники, ребятишек много, взрослые все добрые, хвать, и конфеткой кто угостит.

Я любила больше осенние праздники, когда после празднования яблочного спаса, убирали все с огородов, и работы становилось гораздо меньше. В детстве я очень любила «Яблочный спас», это особенный праздник в нашей семье. Мы, девочки, надевали самые красивые платья, и отец на лошади вез нас в соседнее село, на базар, где в этот день торговали не только яблоками, а были еще деревянные и глиняные игрушки. Каждый из нас вез домой понравившуюся игрушку, а по дороге хрумкали яблоками – вот весело было, а дома в печке – вкуснейший пирог с яблоками. К нашему возвращению бабушка Катя приходила с обедни, освещенные яблоки ставила на стол, мама доставала пирог. Все садились за стол обедать, бабушка молилась и приговаривала: «Помянем умерших, помолимся за здоровье живых». Все были счастливы.

В начале сентября копали картошку, ее было много. Но были и годы неурожайные, старики вспоминали об этом с горечью, говорили, что это были трудные голодные зимы, а весной нечем было огород сажать. Картошка и скотине в угоду и семья сытая. Осенью часто баловали нас этим мордовским блюдом, которое называется «Модамарень шяняфкст».

Начистят мама с бабушкой целое ведро картошки, натрут, выжмут через марлю, мама добавит яичко, сметанку, немного соли, пожарят в печке картофельные блины, потом нарежут кубиками и в чугунок, туда же масло сливочное, свое коровье, ароматное, сметанки добавят и в печку. Вытащат – а мы уже тут как тут, садимся и что за вкуснятина!

Осенний праздник Солунский, который отмечается 8 ноября, наш престольный, в честь праведного Дмитрия Солунского, особенный для меня. Он начинался в нашем доме с того, что бабушка приносила ситцевый мешочек, наполненный тыквенными семечками, и делила семечки на всех большим стаканом. А в печке уже томились модамарень шяняфкст и не только.

Разве можно нарушить такую традицию?! Я переняла у бабушки и мамы многое: это и блюда национальные готовить и мастерство вязания и вышивания. В современных домах хоть и нет уж печек, но я считаю, что блюда, приготовленные по бабушкиному рецепту, получаются очень вкусные.

Я восхищаюсь великолепной природой своего села, людьми, которые свято чтут традиции.

До сих пор каждый праздник в нашем селе – кладезь культуры. Все начинается с пышных мордовских блинов. Все радуются, веселятся, поют, участвуют в разных конкурсах, играх. В детстве мы с ребятишками с любопытством слушали, как уже старенькая бабушка исполняла какую – нибудь частушку или старинную песню, смотрели, как она с удовольствием показывала нам игру, в которую играли раньше.

Еще мне нравились колыбельные песни. Появление ребенка на свет – одно из самых ярких событий в жизни семьи. Колыбельные песенки исполняли не только родители, но и старшие девочки в семье, помогая родителям. Когда я качала своих младших братьев, пела эту песенку, которая помогала объяснить многие стороны жизни в старое время.

Баю, баю, баеньки!

Бабать ваясь тракскяняц.

Мольсь иднязе таргазе.

Пулоняда ускозе,

Сюроняда вятезе.

-На-ка, бабай, тракскяцень.

-Дай-ка, цёрай, тракскязень.

- Мезямане инксонза?

- Лофца лангонь пееськя.

Иднязенди лофцоня,

Кисаняти клоконя.

Все женщины в селе по сегодняшний день поют своим детям, внукам и правнукам колыбельные песни, забавляют их потешками и прибаутками, рассказывают былички.

Богато наше село народными умельцами. Мой дедушка Максим занимался промыслом - плел корзины из лозы. Передал отец свое мастерство сыну Ивану. Мой дядя Ваня долгое время работал лесником, любил свое дело. В свободное время занимался не только плетением, но и резьбой по дереву, был валяльщиком валенок. «Для резьбы по дереву необходимо использовать только хорошо просушенную древесину. Нельзя начинать работать без эскиза. Также резчику нужно овладеть приемами геометрической резьбы, а это очень кропотливая работа. Сначала нужно перенести рисунок на поверхность спила дерева, а затем придать форму. Узор получается при помощи выемок различной формы специальным ножичком»,- рассказывал нам дядя Ваня. Этим ремеслом сейчас занимаются наши дети.

До сих пор хранятся изделия, выполненные моим дядей, это сундуки - «пари» из цельного ствола дерева, ткацкий станок, прялки и предметы домашней утвари.

Были в селе и мастера, которые на заказ оформляли самые видные части дома: фронтоны, наличники. И, конечно, в орнаменте всех работ преобладают фигуры: треугольники, зигзаги, ромбы, что помогает раскрыть особенности культуры мордовского народа. Плотничать и резать по дереву учили мальчиков с детства.

Хранится в доме мордовская женская рубаха - панар, изготовленная вручную моей мамой. В наше время мордовочки надевают такой наряд на праздники. Раньше все девушки в мордовских семьях осваивали мастерство вышивания. Мордовской вышивкой украшали не только национальный костюм, но и бытовые предметы: занавески, скатерти, наволочки, подзоры, накидушки, полотенца.

Еще в нашей семье родители делали для своих детей тряпичную куклу. Первую куколку обычно делали девочке взрослые - мама, бабушка, старшая сестра, потом - она сама. Это искусство передается по наследству. Куколки делают на счастье, дарят, они бывают игровые, обрядовые.

Все детали привязывают нитями или закрепляют узелками. Главная черта народных кукол – чистый лик, без носа, рта и глаз. Считалось, если не нарисуешь лицо, не вселится нечистая сила. Куклам не давали имени, только название. Далеко не все они служили игрушками для детей. Самодельные куклы из лоскутков несут в себе частичку тепла своей хозяйки, особенно если они обережные или обрядовые. Считалось, что такая кукла оберегает ребенка от злых сил, охраняет детский сон. Кукол клали в приданое.

Подрастая, ребенок относился бережно к своей кукле. Кукол нельзя выкидывать в мусорное ведро, их сжигают или закапывают. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Все мы знаем, что раньше основным занятием в селах было земледелие. В свободное время от сельскохозяйственных забот, чаще зимой, женщины пряли шерсть, ткали холст и сукна для собственных нужд, вязали, вышивали.

Еще с трепетом вспоминаю, как в День Победы на нашей улице звучали песни военных лет. Музыка простая и бесхитростная, но берущая за душу. Песни заставляли задумываться, переживать, радоваться и гордиться героями. Именно в этот день до сих пор предстают передо мной фотографии военных лет, которые показывала мне моя мама, вспоминаются ее рассказы о дедушках, воевавших на войне. В каждом рассказе вехи жизненного пути.

Мы не должны забывать о миллионах жизней, унесённых войной. Хорошо, что в каждом селе сохраняются памятники, посвященные Великой Отечественной войне.

В нашей домашней библиотеке хранится книга «Федот Васильевич Сычков». Это книга - подарок, еще в школьные годы я получила ее за активное участие в уборке урожая. Как человек выбирает жизненный путь, так и Сычков, выбрав тему жизни родного села Кочелаева для своего творчества, еще раз доказал свое сильное чувство своим корням. Мне тоже хочется сказать: «Богатство моего села – это люди, улыбчивые, жизнерадостные, счастливые, как на картинах Сычкова». В праздничные дни мы тоже наряжались, завязывали на голову цветастые платки, выходили на улицу, веселились, пели песни и частушки под гармонь, как на картине « Праздничный день» Сычкова. Картина « Возвращение с сенокоса» напоминает о том, как славно мы трудились. Участвовали на сенокосе все: от мала до велика. Уставшие, с граблями на плечах, возвращались с лугов. Одна запоет - остальные подхватят песню, а потом и частушки пошли, шутки, все хохочут, весело было.

Я могу с уверенность сказать: «Красота моего края в людях, в их языке, костюме, обычаях и традициях, промыслах, в наших песнях, сказках, нашей истории»

Сейчас мы живем в такое время, когда человеку остается всё меньше и меньше времени. Ему некогда остановиться, взглянуть на небо и солнце, понаблюдать за жизнью земли. Нам, старшему поколению, очень важно заботиться о хранении веры, нравственности, традиций, культуры. Нация крепкая и здоровая тогда, когда она помнит свое прошлое, свою культуру, свой этнос.

Пусть каждый человек хранит то место, где родился, самое хорошее, теплое, пусть не очень большое, но самое любимое, где находит уют и задушевность, которых порой не хватает в повседневной жизни.



Оставить сообщение