18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

ПЯТЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ

07:26 12.12.2023 16+
861
ПЯТЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ –

ИЕРОМОНАХ ИСААКИЙ II.

Пятый настоятель Саровского монастыря иеромонах Исаакий II, родился предположительно в 1721 году, недалеко от Сарова, в селе Богородицкое, Кадомского уезда. Поступил он в Саровскую обитель еще в «молодых годах» вместе с отцом своим, Прокопием Емельяновым, сельским священником. Мирское имя Исаакия история не сохранила.

В монашество был пострижен в Сарове при втором настоятеле Дорофее. Также по представлению иеромонаха Дорофея был рукоположен в иеромонаха в Москве 10 мая 1745 года. Тогда же назначен на должность эконома во Владимирский архиерейский дом. Это было высокое назначение.

Архиерейские дома были сосредоточением епархиального управления и местопребывания епископа, его свиты и слуг. До 1764 года из архиерейских домов осуществлялось управление вотчинами и всем движимым и недвижимым имуществом епархии.

В 1742 году была открыта Московская епархия. Правящий архиерей архиепископ Иосиф (Волчанский) титуловался, как Московский и Владимирский. В1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны была восстановлена Владимирская епархия с наименованием Владимирская и Арзамасская. Временно управлял ею архиепископ Московский Платон I (Малиновский). Местом жительства для владимирских архиереев был определен Владимирский Рождественский монастырь.

С 1748 границы епархии вновь были изменены (только с 1764 года границы епархий стали приводить в соответствие с границами губерний). Теперь епархия значится как Владимирская и Яропольская. Возглавил епархию архимандрит владимирского Рождество-Богородицкого монастыря, постоянный член Синода с 1742 года, епископ Платон II (Петрункевич).

Шесть лет иеромонах Исаакий был экономом архиерейского дома, в ведении которого было большое хозяйство. За Владимирским Рождественским монастырем состояло 5282 души крестьян и 2483 четвертей пахотной земли. Причем, с 1745 года монастырь был освобожден от уплаты сборов в Экономическую Канцелярию. Все доходы с этой обители предполагалось определить на содержание владимирского архиерея и архиерейского дома. Также в епархии были 32 мужских и 14 женских монастырей. За девять лет, с 1744 до 1753 года, количество церквей епархии с 684 увеличилось до 830.

Но к этому времени иеромонах Исаакий уже оставил хлопотную и ответственную должность эконома.

В 1751 году в управлении Саровской пустынью произошли перемены. Монастырь был подчинен по духовному ведомстве Суздальской епархии. Возглавлявший епархию епископ Порфирий (Крайский), в 1751 году отстранил от руководства Саровской пустынью иеромонаха Маркелла, а на место его назначил иеромонаха Исаакия. Молодой, саровский постриженик, постигший навыки управления архиерейским хозяйством, по мнению епископа Порфирия, вполне подходил на настоятельскую должность.

Но за шесть лет отсутствия в обители, Исаакий II, растерял саровский дух. Игнорировал принятую в монастыре грубую одежду «полушубки нагольные, не крытые, камилавки валяные, четки ременные, сапогов не носили, но бахилы кожаные, некоторые всегда надевали лапти…». Грубая, простая пища тоже была не по вкусу новому настоятелю.

В епархию, на иеромонаха Исаакия, как и на предыдущего настоятеля, начинают поступать доносы – на его нерадение к правилам саровским, на хранение монастырской кассы у себя в келии и пр.. Последовали разбирательства, и самому епископу Порфирию пришлось посетить Саров в 1753 году для успокоения братии.

Возможно, для приезда преосвященного Порфирия была и другая важная причина. В совершенный упадок пришел Санаксарский монастырь. Его настоятель, также по имени Порфирий, просил отставки. Из-за неимением должной кандидатуры на должность настоятеля, Санаксарская пустынь была приписана к Саровскому монастырю.

Иеромонах Исаакий активно занялся, хорошо ему знакомой, хозяйственной деятельностью. На реках Сатисе и Сарме были поставлены четыре мельницы. Одна из трех, поставленных на Сатисе была названа Масленковой или «Маслиха».

На западном валу (где ныне стоит колокольня) устраивается каменная стена, с парадными Святыми и хозяйственными вратами. Над хозяйственными вратами возводится церковь во имя Святителя Николая, которая была освящена Исаакием в 1758 году. По краям стены были возведены угловые башни, дошедшие до нашего времени. Важным делом настоятеля Исаакия было завершение строительства каменного храма во имя иконы Божией матери Живоносный источник. Храм освятил в октябре 1758 года епископ Тамбовский и Пензенский Пахомий (Симанский). Исаакия в Сарове уже не было. Семь лет он руководил монастырем, ровно в тот период, когда Саровский монастырь был приписан к Суздальской епархии.

В 1758 году была восстановлена Тамбовская епархия. Назначенный на кафедру епископ Пахомий, зная заслуги Исаакия в становлении владимирского архиерейского дома, принял саровского настоятеля в свой архиерейский дом. В Тамбовском архиерейском доме иеромонах Исаакий исполнял обязанности эконома до 1761 года. После, недолгое время был настоятелем Краснослободского Спасского монастыря, и также недолго, настоятелем Козловского Троицкого монастыря. Этот монастырь уже с 1683 года управлялся архимандритами. В этой обители в сан архимандрита и был посвящен Исаакий.

Позже был назначен настоятелем Нижнеломовского Казанского монастыря, старейшего монастыря нынешней Пензенской епархии. Архимандрит Исаакий был н нем настоятелем с 1763 по 1774 год. В реформу 1764 года монастырь был причислен ко 2-ому классу. В него перевели монахов из упраздненных Петропавловской и Салолейской пустынь.

Конец июля и август 1774 года были временем наивысшего подъема пугачевского бунта. Емельян Пугачев, заняв Саранск и Пензу, с основным отрядом отходил на Саратов. Но остались его сподвижники - «полковники» повстанческой армии, которые составляли отдельные шайки, в каждой из которых был свой «Пугачев». Такая банда «царского полковника», крепостного Евстратова и появилась у стен Казанского монастыря. Архимандрит Исаакий и четверо иеромонахов, как и настоятели других монастырей, зная о жестокостях по отношениях к священству, встретили банду «торжественно». Потом «за страх смертный» служил молебен о здравии Пугачева, «произнося имя покойного императора Петра III». Но, видимо, и таких почестей было недостаточно. Монастырь был разграблен.

Для подавления бунта в пензенский край были направлены войска во главе с графом Петром Ивановичем Паниным. Его штаб был размещен в Казанском монастыре, в покоях архимандрита Исаакия. Как утверждают литературоведы, Михаил Юрьевич Лермонтов в своем романе «Вадим» отразил события восстания Пугачева, которые происходят в Казанском монастыре.

После подавления бунта началось следствие, по итогам которого были наказаны 129 человек из Тамбовской епархии. Исаакий был «лишен архимандритства и монашества, со снятием монашеской одежды, обритием головы и бороды». Через год, в 1775 году ему разрешили проживать в Наровчатском Сканово-Троицком монастыре, где он вскоре и скончался. Место его захоронения не отмечено. Сканов монастырь возобновил свою деятельность в 1985 году, уже как женский.

Текст М. Кувановой.