В Год педагога и наставника зал периодики и справочной литературы предлагает онлайн - рубрику «Открытый урок» по журналу «Родина»
Десять бессмертных советов великого Василия Сухомлинского учителям
Я советую каждому учителю вести педагогический дневник.Это не официальный документ, к которому ставятся какие-то формальные требования. Дневник - личные записи, заметки. Они могут пригодиться в повседневной работе. В них - источник раздумий, творчества. Дневник, который ведется десять, двадцать, а то и тридцать лет - это огромная ценность. Ведь у каждого думающего педагога есть своя система, своя педагогическая культура. Дневники педагогов я бы хранил в музеях и в научно-исследовательских институтах как бесценные сокровища.
Важнейшее условия духовного роста педагога - это прежде всего свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза5 его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам... Свободное время учителя - это ...корень, питающий ветви педагогического творчества.
Детей покоряет влюбленность учителя в знания. Тоньше всего дети знают ваш труд тогда, когда с вашей помощью они мыслят, открывают истину, изучают и удивляются. Опасайтесь того, чтобы ум ваш раскрывался перед питомцами только в те минуты, когда вы проверяете знания. Исключительно важно, чтобы ребенок понимал и чувствовал, что сегодня он стал умственно богаче, чем вчера, с помощью учителя.
Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростком примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать.Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек.
Чрезвычайно тонким инструментом воспитания является похвала за хороший поступок, поощрение добра, приобщение к поведению, которое своей сущностью выражает человеческое благородство. Похвала учит ребенка, образно говоря, читать книгу элементарной человеческой культуры. Но когда ребенку приносят радость только похвалы, тут уже скрывается опасность. Настоящее мастерство воспитателя заключается в том, чтобы добро делалось без расчета на похвалу.
Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник.
Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не слиняли, не стерлись от частого произношения. Особенно недопустимо вкладывать в уста маленьких детей те слова, которые они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук.
Очень важно, чтобы детям было дорого все созданное старшими поколениями, все добытое и завоеванное в тяжелой борьбе за свободу и независимость Отечества... В золотую пору детства, когда ребята особенно чувствительны и к словам, и к образу, и к душевному миру другого человека, надо донести до детских сердец все, чем гордятся старшие поколения, рассказать о том, какой ценой завоевано счастье свободного труда.
Важная задача школы - воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя - как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников.
Задача школ и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми.
Более подробную информацию вы можете найти в статье О. Чагадаевой из журнала «Родина» № 5 за 2021 год.