18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Краснослободский Успенский женский монастырь

02:16 26.08.2023 16+
1955
Краснослободский Успенский женский монастырь

В полуверсте от города на левом берегу Мокши располагался Краснослободский Успенский третьего класса общежительный монастырь. Основан в i860 году. Наиболее полные данные о монастыре дает И.Беляев в книге «Краснослободский женский монастырь», изданной в Пензенской губернской типографии в 1878 году. В истории Успенского монастыря автор выделил четыре периода. Сначала это была богадельня ведомства епархиального начальства (1810-1812 гг.), потом богадельня ведомства гражданского начальства (1812-1825 гг.), затем Успенская кладбищенская богадельня «введения попечительства о бедных духовного звания (1825-1861 гг.) и, наконец, монастырь. При монастыре было училище для девочек-сирот. Оно было открыто в 1872 году, и обучалось там 10 девочек.

Фото: Праздник Петра и Павла в Краснослободске

Петров день — проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета» - был особенно популярен среди жителей Краснослободска и окрестных деревень. В это время у стен Успенского женского монастыря было особенно многолюдно. С раннего утра толпы горожан и жителей деревень в лучших костюмах собирались у стен обители. В честь праздника здесь открывалась однодневная ярмарка, заканчивавшаяся массовым исходом на Успенское кладбище. В палатках продавали в основном продовольственные товары: рыбу, пряники, дешёвые конфеты. Горожане покупали булочки - на каждую могилу по ритуалу нужно было положить по три штуки. Этот родительский день в Краснослободске соблюдался с большим усердием, чем поминовение усопших на Красную горку. Пёстрая толпа, в которой особенно выделяются парни и девушки, от монастырских ворот медленно идёт на кладбище, которое расположено рядом с обителью. Основная часть молодёжи не попадает в церковь на богослужение, поскольку в это время в ней особенно тесно. Молодые люди степенно гуляют вдоль могил: на людей посмотреть и себя показать. Кладбище к этому празднику превращается в цветник. Здесь же всё городское духовенство служит на могилах панихиды. Что же было поводом к этому оригинальному гулянию в таком печальном месте? Во второй половине XIX века в северо-восточной части города близ оврага было кладбище с деревянной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла. На Петров день там был престольный праздник, и все горожане шли в этот день сюда. Рядом с церковью был погост с могилами родных и близких. Шло время. В 1817 году произошло печальное событие - город сгорел, сгорело и кладбище с деревянной церковью. Кладбище было перенесено к Успенской обители, но память и обычай празднования этого дня остались.

Фото: Вид монастыря с восточной стороны

В центре монастыря — Вознесенский собор. Храм был построен по проекту архитектора Садовского Целестина Николаевича. Он родился в 1830 году. По окончании строительного училища с отличием в 1852 году был назначен помощником столоначальника в Тамбовскую губернскую строительную и дорожную комиссию; затем - помощником архитектора в делопроизводстве (1853), архитектором (1857) и, наконец, тамбовским губернским архитектором (1865). В 1868 году Ц.Н.Садовский был причислен к технико-строительному комитету и командирован в распоряжение правления общества Козловско-Тамбовской железной дороги. Два года спустя назначен тамбовским губернским инженером (1870). В 1874 году вышел в отставку.

Вознесенский собор - самая величественная церковь города Краснослободска, входящая в комплекс Краснослободского Успенского женского монастыря. Заложен 9 мая в 1872 года при игуменье Фотинии. Настоятельница приказала заложить фундамент, но на третьем году строительства умерла. К осени 1779 года кладка собора в основном была закончена. С 1880 по 1882 год была завершена и внутренняя отделка. Это произошло при игуменье Маврикии в апреле 1882 года. Наружный вид собора представлял собой прямоугольник, украшенный пятью главами. С восточной стороны находились три полукруглых выступа, предназначенных для алтарей. Здание имело два этажа. Окна верхнего этажа были выполнены в византийском стиле. С западной стороны располагались входные двери в собор. Колокольня заменяла паперть храма.

Длина собора с алтарями составляла 42 аршина, ширина - 28, величественная колокольня от основания до вершины креста - 42 аршина. Стены снаружи и внутри были выкрашены белилами. С западной стороны выгонная площадь. Внутри храма шесть столбов (по три с каждой стороны) поддерживали своды храма; вдоль западной стороны хоры с деревянной решёткой. Здесь помещались 500 человек. В храме находились три алтаря: Вознесения Господня, Архангела Михаила, святителя Николая. Алтари отделялись друг от друга трёхъярусным иконостасом. Иконы, располагавшиеся по нижнему ярусу (по девятнадцать в каждом ряду), были написаны художником Галактионовым. Столярные работы и позолота выполнены пензенским мещанином Сабуровым. Вознесенский собор украшали 9 колоколов общей массой 259 пудов 7 фунтов. Самый большой колокол весил 171 пуд. Расходы на сооружение составили 45 тысяч рублей. 2 655 рублей на колокол пожертвовал купец Ненюков. Паникадило за 400 рублей было заказано Соловьёвым. Голов на украшение иконостаса пожертвовал 840 рублей. Краснослободчанам очень нравилось новое церковное сооружение, и они считали его самой красивой церковью города.

Фото: Общий вид Краснослободского Успенского женского монастыря

В левой части фотографии 1912 года Петропавловская церковь с довольно необычной архитектурой. Она была построена в конце XIX века в русском стиле. Это была попытка российских архитекторов воплотить традиции резьбы по дереву, народной вышивки. Особенность этого направления - широкое использование башенок, резных наличников, бочкообразных столбиков и других элементов деревянного зодчества. Этим и объясняется её оригинальность. Рядом небольшая церковка - кладбищенская. В середине фотографии Успенская церковь. Она была построена на том месте, где купцом Муромцевым был найден пчелиный рой, как он полагал, явившийся знаком свыше. Церковь была уникальной в своём роде, похожей на венецианский хрустальный фонарь. И, наконец, парадный, самый красивый храм - Вознесенский собор. За ним домовая церковь во имя святого Александра Невского.

Здание трапезной Успенского монастыря. Современная фотография

Много загадок связано с большим каменным трёхэтажным монастырским корпусом (до недавнего прошлого в нём находилась вспомогательная школа). Когда же был построен этот шедевр провинциальной архитектуры? В аннотации к альбому по истории города П.Трушкин пишет: «Вспомогательная школа-интернат. Здание построено в 1810-1818 годах». Если следовать этим данным, корпус начали строить ещё при Абраме Дмитриевиче Муромцеве - одном из основателей этой обители. Однако в найденном мною документе - «Сведения о состоянии и технической характеристике частей зданий» в графе «год постройки» я нашёл запись - 1798. Ниже - название этого здания - монастырь. Эта дата перечёркивает данные, которые приводит священник Иоанн Беляев в своём историко-типологическом описании Успенского монастыря в «Пензенских епархиальных ведомостях» за 1878 год в номере 24. Дата постройки этого здания дублируется и «Паспортом зданий, помещений, подсобного хозяйства и оборудования», который был составлен сотрудниками детского дома, находившегося с 1943 года в этом корпусе. В нём также указан 1798 год. Документ датируется 23 ноября 1945 года. Следует заметить, что эта дата не могла появиться произвольно. Вполне вероятно, что чиновники, составлявшие эти документы, опирались на неизвестные нам данные существовавших в то время монастырских источников. Итак, теперь мы располагаем тремя датами постройки трапезной монастыря - 1810-1818 (данные П.И.Трушкина), 1837-1848 (исследования И.Беляева) и 1798 год (по документам 1945 года). По последней дате здание трапезной - самое раннее из архитектурных памятников нашего города. И всё-таки вопрос о том, какая из этих дат является исторически верной, пока остаётся открытым.

Анатолий Лютов