В Год педагога и наставника рассказываем о лучших в своём деле
…Утро выдалось, по обыкновению, прохладное, свежее, по-летнему прозрачное. Анна Федоровна открыла дверь на балкон. Было еще рано. Она подошла к раскрытому окну и подставила лицо пахнущему ночной влагой ветерку. Он нес с собой запахи зеленой листвы, рассвета.
90-летняя женщина улыбнулась. Знакомая с детства картина: рассвет. И сразу вспомнился родной дом в Селищах, юность и молодость, наполненные интересными событиями новой, доселе не известной в провинции жизни.
-Чем больше нам лет, тем чаще память уводит нас в прошлое, - с грустью подумала женщина.
Луч солнца скользнул по щеке с разбросанными вдоль и поперек веточками-морщинками, и она ощутила легкое прикосновение тепла. Словно мимолетная материнская ласка. Мама… Она осталась с дочкой-крошкой на руках, когда муж их бросил и в поисках лучшей жизни уехал в город. Была еще бабушка. Втроем они и жили своим, бабьим, мирком и работали, везя на себе воз и мужских обязанностей. Косили, стоговали сено, ухаживали за скотиной, возили на тачке торф за несколько километров, потом рубили его топором, сушили…
В школу Анна пошла в 41-м, когда ей исполнилось 8 лет. Полыхала Великая Отечественная, и страна жила под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!». В классах было так холодно, что порой чернила в чернильнице застывали. Но неудобства не отбивали желание учиться.
-Мама, посмотри, как я написала. Проверь, все ли правильно, - протягивала ученица матери школьную тетрадь.
-Учительница, Нюра, проверит, - устало отнекивалась та.
А соседка, наблюдавшая за тем, как, напевая веселую песенку, Анна бежит в школу, а вернувшись домой, собирает младших ребятишек по дворам и проверяет их готовность к урокам, то и дело говорила: «Быть этой девке учительницей!»
Как в воду глядела. Правда, поначалу Анне об учительской стезе и не думалось: путь в педагогику ей казался таким же далеким, как до Сатурна. Но когда пришло время выбирать, кем быть, она не последовала примеру большинства своих одноклассников, бросившихся поступать в Темниковский сельхозтехникум. А пошла за меньшинством. Их было четверо из класса, кто подал заявление в педучилище, среди них вместе с дочерью председателя колхоза была и Анна. Вместе с ней они и жили в Краснослободске на квартире, а в выходные спешили домой – пешком, и туда, и обратно.
Выпускников педучилища распределяли ли на работу по всей нашей необъятной стране – в Сибирь и Среднюю Азию, на Урал и Дальний Восток. Поднимающейся с колен стране позарез нужны были молодые горячие сердца, светлые головы, чистые руки, охочие до любой работы. Местом работы нашей героини стал Казахстан, где с учителями была тоже проблема.
-Вы из Мордовии? Интересно послушать мордовскую речь. Скажите мне что-нибудь по-вашему, - это первое, что новенькая услышала от директора сельской школы в Конюхове Северо-Казахстанской области, когда она положила ей на стол направление из облоно. И Анне пришлось объяснять, что она не знает ни слова по-мордовски, что в Мордовии живут не только мордва, но и русские. Как и в Казахстане. Конюхово считалось русским селом, казахи жили дальше – в ауле, и у них была своя школа. Еще тут жили чеченцы-переселенцы, однако их дети в школу не ходили.
Все первое, говорят, хорошо помнится. Вот и Анна Федоровна с улыбкой вспоминает, как директор привела ее в 4-й класс, а за столами сидели подростки, которые были лишь на несколько лет младше учительницы. Им-то и пришлось нашей землячке преподавать и русский язык с родной речью, и историю с природоведением, и арифметику – в общем, все то, что входило в программу начальной школы.
А тут как-то пришло письмо из дома. На двух листах мама подробно сообщала все деревенские новости. И Анна так разволновалась, что долго не могла отойти от плача и даже на урок не пошла. Оказывается, что она очень соскучилась по родному дому.
Порой ей казалось, что к здешнему укладу жизни никак нельзя привыкнуть. Здесь плохо было с водоснабжением. Воду носили ведрами из озера, а зимой приходилось долбить ломом лед и оттаивать его. Зато в праздники все трудности забывались. Главным праздничным блюдом в Конюхове считались пельмени, готовили еще сырники. Дома этого и в помине не было. Так что Анна, бывало, отправляла отсюда в Мордовию посылки с мукой и сахаром.
На одном из праздников молодая учительница познакомилась со своим будущим мужем, Егор Васильев – парень-красавец – работал в сельпо. Да вот только мать не разделяла ее радости. Мужем своей дочери она хотела видеть своего, деревенского. От досады она даже порвала фото жениха, присланное дочкой с письмом. Анне рассказала об этом подружка, носившая почту по Селищам. Однако чувства оказались сильнее материнского гнева. Свадебное торжество прошло прямо в школе, после уроков. Были коллеги по работе да родственники жениха. Был май. А летом молодые отправились в отпуск – в Мордовию.
Селищи Васильеву понравились, и вскоре супруги сюда переехали насовсем. Завроно Н.А.Сернов взял его в школу учителем труда, а Анне предложил место в ликбезе.
-Это был 1956-й год. Я ходила по домам своих односельчан, набирала неграмотных и учила их вначале азбуке. А конечной целью было научить их расписываться и читать, хотя бы по слогам, - рассказывает Анна Федоровна. – А когда в селе с безграмотностью было покончено, для меня нашлось место в школе пионервожатой. Правда, поначалу я испугалась, мне ни петь, ни плясать раньше не приходилось. Какая же из меня вожатая? Но мои бывшие учителя-наставники поддержали: «Научим!» Школу тогда возглавлял бывший фронтовик А.К.Замятин – человек с нежной и пылкой душой, как позднее о нем отзывался заслуженный художник России А.В.Шалаев – гордость Селищинской школы. Алексей Константинович советовал нам больше организовывать походов и экскурсий. И мы много ходили пешком, даже на Кондровскую бумажную фабрику, что в Темниковском районе, знакомились с процессом выпуска обоев. Конечно, было немало мероприятий патриотической направленности, ведь Селищи – родина трех Героев Советского Союза.
В 60-е годы в Краснослободске много строилось, и муж Анны Федоровны, купив мотоцикл, устроился в строительную бригаду прядильно-ткацкой фабрики. Когда в сегодняшнем микрорайоне-1 появилась первая жилая многоэтажка, ее жильцами стали фабричные специалисты и рабочие. В их числе были и Васильевы, получившие однокомнатную квартиру на первом этаже. Так что Анна Федоровна справедливо себя считает первой жительницей микрорайона. Переехав в город, она стала работать в районном Доме пионеров. Директором была А.М.Килина, а она – методистом. По соседству с ними в одном здании располагалась детская библиотека, где работали Л.Д.Ромашкина и В.М.Афанасьева. Вот тут-то в то время и была сосредоточена вся работа с детьми-школьниками. В Доме пионеров было не так уж и много кружков, но в каждом из них было всегда полно ребятишек, потому что их вели знатоки своего дела, энтузиасты. Анна Федоровна уверена, что в городе еще немало пожилых людей, которые до сих пор с интересом вспоминают, как занимались в кукольном театре Анатолия Поленина, в фотокружке Александра Чугунова, в кружке рукоделия А.Ф.Васильевой, где они шили, вышивали, делали аппликации…
-Дом пионеров был главным организатором слетов юных туристов. По этому поводу в Учхозе разбивался палаточный лагерь и юные туристы демонстрировали готовность к преодолению полосы препятствий, разжиганию костра, оказанию первой помощи пострадавшим, - продолжает свой рассказ о былом А.Ф.Васильева. – 19 мая, в День рождения пионерии, ездили на Хованщину, где проходило факельное шествие и разжигали большой костер дружбы. Интересно было на новогодней елке, где непременно разыгрывалась лотерея с незатейливыми призами. А сколько было экскурсий по городам страны! Благодаря этим поездкам с побывала и в столице нашей Родины Москве, и в Ленинграде, и в Ульяновске, и в Бресте, и в Одессе… Незабываемые впечатления остались и от Красной площади с Кремлем, и от Эрмитажа с Исаакиевским собором, и от Брестской крепости, и от Черного моря с великой Волгой… За 13 лет работы в Доме пионеров, мне казалось, что я даже помолодела.
А потом трудовая книжка Анны Федоровны пополнилась новым адресом – вспомогательной школой, где она вначале работала воспитателем, потом – учителем начальных классов. С детьми этой школы было непросто, ведь болезнь их сделала нервными, а условия жизни в семье – педагогически запущенными. Но в руках таких людей, как А.Ф.Васильева, их сердечки теплели, они приучались к порядку. Ребенок не может быть плохим, даже если он беспокоен и непоседлив, просто к нему не был подобран ключик, его не заинтересовали, не нашли ему дела по душе – так считала педагог с большим стажем работы. И, естественно, к каждому подбирала индивидуальный ключик, каждому находила интересное занятие. Опыта у нее накопилось достаточно. Чуткое сердце, тонкая природная интуиция, доброжелательность позволяли ей бережно и легко прикоснуться к душе воспитанника и оказать на него влияние. Ее воспитательные беседы и уроки превращались в задушевные разговоры с детьми о дружбе, долге, ответственности, сострадании. Не строгая, а скорее – добрая, не жесткая, не категоричная, зато требовательная, Анна Федоровна без нотаций и нравоучений щедро делилась с питомцами своими твердыми житейскими принципами: не выбрасывать хлеб, не брать чужого, защищать слабых, почитать старших, помогать терпящему беду и, что немаловажно, быть опрятно одетым. Совсем, как по классику, утверждавшему, что в человеке должно быть все прекрасно.
С целью расширения кругозора, преодоления испытаний, привития чувства любви к родному краю Анна Федоровна водила ребятишек на экскурсии. И где они только не были! Зимой на рыбалку ходили. Придут на Мокшу, а там полно рыбаков. Они к одному подойдут, расспросят его, ловится ли рыба, к другому, к третьему… Рыбаки – народ не жадный, обязательно уловом поделятся с детьми. Вот и возвращались в школьную столовую с трофеем: «А мы рыбу поймали!». То-то радости было!
В другой раз Анна Федоровна привела их на аэродром. Да вовремя, самолет, опылявший поля от сорняков, только что приземлился. Что тут было! Ребятишки облепили летчика со всех сторон: «Можно в кабину залезть?» С помощью воспитательницы упросили, но под строгим запретом: ничего не трогать! А сколько впечатлений было, даже на следующий день только и разговоров было, что про самолет.
А вот как-то пришли на лодочную переправу. И конечно же, стали просить: «Анна Федоровна, ну давайте покатаемся. Мы ни разу в лодке не были». Так просили, что устоять было невозможно. «Только никому не говорите!» - умоляла воспитательница. Но дети есть дети, едва переступив порог школы, они тут же поведали всем, как было интересно кататься по Мокше-реке в лодке. Завуч М.Я.Самсонкина, конечно же, отчитала свою подчиненную: «Как Вы могли на такое решиться? С больными детьми? Ведь случись ЧП – тогда тюрьма!» В душе Анна Федоровна была согласна с коллегой, но о «содеянном» ни грамма не пожалела: дети получили столько позитивных эмоций, такой заряд впечатлений, что неделю делились друг с другом своей радостью.
Вот так было всегда в работе А.Ф.Васильевой, для нее педагогика была не просто работой, а честным служением детству, благородной стезей, ведущей в будущее. Дети – это наше завтра, и они должны расти в радости – так считала она. К сожалению, своих детей у Анны Федоровны не было, и всю свою любовь она отдала чужим. Правда, она их называла нашими детьми. Наверное, не было в интернате ни одного, которого она не смогла бы согреть своей сияющей улыбкой, теплым взглядом, добрым словом. И дети ей платили тем же, потому что искренность и отзывчивость не остаются незамеченными.
Она и сейчас, после 35 лет выхода на пенсию, не растратив до конца своей любви, щедро делится ею с родными и близкими. И они ей платят тем же. Вот уже как 20 лет живет она одна, но одинокой себя не чувствует. Было время, она приютила семью племянника мужа, приехавшую из Казахстана в качестве беженцев. У племянника трое детей, у каждого из которых сейчас уже своих по двое. «Вот каково мое участие в программе по демографии страны», - весело шутит пенсионерка. А одна из них – Марина окружила бабушку заботой и вниманием. Большую помощь одинокой пожилой женщине оказывает также племянница Татьяна. Благодаря им, а также Наталье Тришановой из службы соцзащиты у Анны Федоровны в квартире идеальная чистота и уют, она всегда ухожена и причесана, да и со всем остальным всегда полный порядок.
…А в окно робко, словно прощупывая дорогу, скользнул первый солнечный лучик. Минута, другая – и стало совсем светло. Чисто и спокойно на душе у Анны Федоровны: жизнь прожита не зря, отдана она любимому делу, детям и людям, которые стали ей родными. Удалась жизнь.
Нина МАВРИНА.
АНО "Редакция газеты "Красная Слобода"