18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Есть такая профессия - Родину защищать!

00:47 31.07.2023 16+
880
Есть такая профессия - Родину защищать!

Сегодня особое значение приобретает дело служения Родине. Его нельзя назвать просто родом деятельности, больше - священным долгом. Поэтому о тех, кто мечтал стать военным, чтобы защищать своих родных и близких, а потом, взрослея, решился обучиться на профессию офицера, хочется в период выпускных экзаменов школьников, рассказывать все больше. Это большая ответственность – взять защиту Родины на свои плечи. Люди с такой профессией чтились во все времена и не перестают ощущать гордость со стороны жителей. А ведь достигать профессиональных вершин зачастую не так уж и просто, как кажется. Для этого требуется особое усердие и усидчивость. Работу офицера можно назвать призванием, которого удостаиваются лишь избранные. Среди них – подполковник запаса Военно-морского флота С.Н.Кулемин. Сергея Николаевича в красивом морском кителе с множественными знаками отличия краснослободчане давно заприметили на всех городских мероприятиях, посвященных государственным праздникам и памятным событиям. Кто этот морской пехотинец и чем живет на краснослободской земле, ответим в данном интервью.

- ¬Сергей Николаевич, давайте познакомимся, ведь Вы не коренной житель Краснослободска, но многие таковым Вас считают, почему?

- Я родился и вырос в Новосибирской области, но моя мама З.С.Рогожкина родом из д. Заречное. Ее после окончания педагогического училища по разнарядке направили на работу в Сибирь, где она вышла замуж за Николая Кулемина, который руководил молокозаводом. Дед был председателем совхоза, дяди – военные. Они, конечно, как и мама – заслуженный учитель, дали мне хорошее патриотическое воспитание, привили любовь к Родине. Например, все лето напролет я проводил здесь в деревне, куда отправляли на все каникулы, рос обычным мальчишкой, а потом и парнем. Потом уже взрослый, как в отпуск ехал на два месяца, сюда приезжал со своей семьей, останавливались у тети. Так что связи с родиной матери никогда не терял. Нужно иметь любимое место, помнить свои корни и поддерживать связи с предками.

- Почему Вы выбрали именно профессию военного, может быть, кто-то повлиял на это ваше решение?

- Оно было принято самостоятельно после просмотра фильма «Офицеры». Сам поехал поступать в Ачинское военное авиционно-техническое училище дальней авиации. Как сейчас помню, мама дала четыре рубля, и я отправился в дальний путь, в Красноярский край. Поступил с первого раза, хоть конкурс был огромный. И экзамены сдавал серьезные – русский язык, математику и много нормативов по физподготовке. К слову, по моим стопам и брат пошел, но у него «случился» аппендицит. Видно, не всем дано вступить на путь военного.

В качестве курсанта я три года учился эксплуатации самолетов и двигателей изделия Бе-12 (самолеты-амфибии), затем отправился на стажировку авиатехников в г. Североморск, закрытый поселок летчиков Сафоново. Спустя время вернулся в училище для продолжения учебы и сдачи госэкзаменов. Жили в казармах, это уже считалось срочной службой. Было ли тяжело в четырех ротах батальона? «Гоняли» сильно, одежда у меня была 46 размера при росте 182 сантиметра, но так профиль серьезный, все было нужно, важно и интересно. Полеты заканчивались, и мы отдыхали, а утром опять шли на полеты. И поэтому, когда спросили, куда желаете попасть на службу по разнарядке – на юг или север? Можно было отправиться в Прибалтику или на Дальний Восток, но я назвал конкретно место своей стажировки, где мне очень понравилось. Там и служил определенное время авиационным техником самолета ЯК-38. Потом организовался 279-ый отдельный корабельный штурмовой авиационный полк (речь о корабельной авиации вертикального взлета). Я пришел в него в 1977 году и нес службу до 1982 года старшим техником группы обслуживания. Затем стал уже начальником группы катапультной установки военного покидания самолета. В 1991 году я перешел на работу уже в сам г. Североморск в штаб Северного флота, где был помощником начальника авиационного завода по материально-техническому обеспечению. В 1994 году перешел в морскую пехоту старшим офицером отдела боевой морально-психологической подготовки. Потом стал начальником штаба, заместителем командира ракетно-артиллерийской дивизионной бригады морской пехоты. В 1998 году был назначен заместителем командира береговой базы аварийно-спасательных судов Северного флота. В октябре 2002 года мне исполнилось 45 лет, и я уволился в запас, хотя еще полгода служил в военной системе, ждал, когда на пенсию выйдет и супруга, с которой мы поженились, когда я еще учился в училище. Она медик, служила в госпитале, только 11 лет - в морской пехоте.

- ¬Что Вам нравилось больше всего в вашей профессии, что самое интересное?

- Служба шла своим ходом. Везде побывал, легче назвать страну в мире, в которой я не был. В Средиземном море проводил каждый год. Особенно запомнилось время, когда был командиром, начальником группы. Дома бывал лишь три месяца в году от силы, остальное время «ходил» на кораблях (от авт. показывая фотографии на палубах различных кораблей и авианосцев). Сирия. Югославия. Куба. Последняя страна очень красивая. Что запало в память? Как жили «отсталые» страны. Все то, что мы видим сегодня в своих магазинах, было уже тогда – сеть хорошо развитых торговых точек с одноразовой посудой, машинами, тонко режущими колбасу при покупке, акцизными марками на спиртосодержащей продукции… Высокий сервис. Первоклассное обслуживание. Большой выбор качественных вещей.

- Но Вы были и непосредственным участником учений и «горячих точек» на карте мира?

- Было дело, стояли в Суэцком канале, где постоянно шли боевые действия. И в Югославии. Я ведь начал служить, когда только вошла в строй корабельная авиация, поэтому знаю все этапы ее становления и развития. Все видел, и как самолеты падали на палубу, и как летчики катапультировались. Помню, как в Саках осматривал новый самолет. Потом он при взлете упал, летчик катапультировался. Из интересного? Например, учения «Запад-81». Свидетель встречи министров обороны Варшавского договора. И даже Рау́ля Моде́сто Ка́стро Руса видел, беседовали, вместе ужинали. Из последнего – участвовал в спасательной операции и подъеме подлодки «Курск». Ездили бригадой за грибами. Приехали, прибегает посыльный: «Затонул «Курск»», срочно всем на службу.

- В общем, Вам есть о чем рассказать подрастающему поколению, ведь в море действует своя система координат и правил.

- Например, полный запрет на слово «последний» вылет или выход. И не важно, кто произнес это слово, считалось, если сказано - всё, даже полеты отменяли. Всегда говорили только «крайний» выход или полет. Экстрим, как говорит молодежь, и в виде штормов, и соседства - с «противником». Все это в порядке вещей было. Когда молодой, ты вообще о смерти не задумываешься. Жили в каюте вдвоем. Из иллюминатора видно море. Служба, как служба.

- Кто-то из ваших детей и внуков, стали военными?

- Дочь окончила строительный институт, живет и работает в Санкт-Петербурге, она занимается недвижимостью. Сын на Севере, он окончил военное училище, сейчас учится в Мурманской академии Президента РФ, Завкомандующего по североморскому району базирования, по тыловому обеспечению. Один из внуков также после окончания Нахимовского училища с отличием поступил в Московскую военную академию. Переходит сейчас на второй курс.

- Ваша мама умерла в далеком 1995-ом… Что в новом веке привело Вас в Краснослободск, ведь могли выбирать любую точку на карте страны?

- Опять же – это мой выбор. Сдал жилье на Севере и решил вернуться туда, где с детства все было мило и знакомо. Еще в 1999 году получил квартиру от государства в доме 93 по улице Кирова, хоть и работал на авиационном заводе до 2002-го. В 2008 году переехал в Краснослободск на постоянное место жительства, работал в газовой службе. Товарищи с завода тоже живут поблизости, хоть могли разъехаться кто куда из нас подальше. Потому что мне всегда нравился Краснослободск.

- За 20 лет прижились у нас, став своим. У вас очень много наград самого разного достоинства, в том числе медаль Губернатора за службу и работу в Мурманской области, что дает право на дополнительную выплату в этом регионе. Но получается, деньги – не главное, тогда что важнее? И часто ли встречаетесь с подрастающим поколением, ведете беседы и рассказы о военных походах?

- Много орденов и медалей вручено за отличия в воинской службе. Есть о чем рассказать молодежи, но пока приглашали лишь на встречу с детьми в детсад «Радуга». С подрастающим поколением больше встречаюсь в неформальной обстановке, когда гуляю на стадионе, рыбачу на реке или вожусь на огороде и выхожу на улицу. Поэтому мальчуганы меня побаиваются. К сожалению, некоторые с детских лет сильно матерятся, курят. Не терплю. Делаю замечания. Реагируют адекватно – замолкают, когда появляюсь на «горизонте». Огорчаюсь, что с детских лет такие страшные слова выходят из уст ребят. А почему? Такое воспитание, всеобщее попустительство со стороны взрослых. Вот придите на стадион и услышите, как ребята матерятся, занимаясь при тренерах?! Замечая, как на меня реагируют соседние парнишки, знаю, что не столько молодежь плоха, сколько – равнодушие и попустительство взрослых людей. Молодые лишь «отражают» собой действительность, они ведь на всех и все реагируют по-разному.

- Понятно, за столько лет службы, воинская выправка, дисциплина, порядок у Вас уже в крови.

- Когда-то в моем подчинении находилось более тысячи подчиненных, большинство которых – женщины, ежедневно служба начиналась с обхода огромной территории. И я знаю, как важны грамотная организация и правильное информирование людей, выстраивание отношений с ними, неравнодушное отношение ко всему, что работники делают и что происходит вокруг при знании ответственности каждого. Страшно, когда происходит «экономия» в свою честь. Важно каждому работать на своем месте и делать что-то полезное для людей. Вся жизнь складывается из кажущихся «мелочей». Бабушки, когда идут из магазинов с покупками, останавливаются возле моего дома, чтобы передохнуть с тяжелой поклажей. Не осиливают пройти весь путь. Вопрос, почему возле наших магазинов нет скамеек для пожилых и инвалидов, урн для мусора? Так что тем для бесед имеется для всех возрастов. Время такое, что надо встречаться, обсуждать, оповещать, работать с населением и предпринимателями.

- Как Вы сегодня оцениваете обстановку в мире?

- Она всегда была напряженной, но не афишировалась. Ты ничего не слышал и не знал. А сейчас – информационная война. Это вижу и в ней не участвую. Например, использую самый простой сотовый телефон, только для звонков, а интернет - только для поздравления одноклассников. Для меня важнее работа на участке, походы на рыбалку, место отдыха для всех поколений у дома… Ведь идешь по улице и видишь, как все школьники «погружены» в голубые экраны смартфонов. И находятся постоянно в одном положении. Раньше у нас, пацанов, что было? Рогатки. Вот и все развлечение. А сейчас? Отсюда и перекосы.

Конечно, речь не только о психологическом здоровье, но и личном выборе каждого, как и профессии, так и стиля работы и принесении пользы обществу.

- Спасибо за беседу.

Газета "Красная Слобода"