18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Спасо-Преображенский монастырь, или, как он назывался прежде, Спасская пустынь, возник в половине XVII столетия

19:57 18.08.2025 16+
1500
Спасо-Преображенский монастырь, или, как он назывался прежде, Спасская пустынь, возник в половине XVII столетия. Не царь, не вельможа, не знатный богач положил первоначальное основание этой обители. Нет, то были “людишки”, жители глухой лесной трущобы, именно один простой монах, которого и знаем только по имени, да еще крестьянин, правда очень богатый, но все же крестьянин… Дело было так. В 1650-х годах, а может быть и раньше того, Бог весть отуда пришел в Красную Слободу ”черный старец“, – как говорили тогда, или по нынешнему - просто монах, по имени Дионисий. Один, без товарищей и прислуги, поселился он уединенно в 5 верстах от города в так называемом ”большом Мокшанском лесу“, длину которого и ширину нужно считать десятками верст. Монах сделал келейку и живет себе: справляет по рукописному часослову все церковные службы, кладет установленное число поклонов и трудится ради Бога и ради спасения своей души… Явление пустынника среди глухого леса вызвало в слобожанах мысль основать на этом месте монастырь, а в одном благочестивом, энергичном и вместе богатом крестьянине – желание поддержать его материально. С этой целью крестьянин этот по имени Путилка Дмитриев Баженов, села Дмитриева Усада, ныне Темниковского уезда Тамбовской губернии, закрепляет в 1652 году за новой пустынкою (так называли келию Дионисия) все принадлежавшие ему земли по соседству с нею; а слобожане, во главе с ”Великого Государя дворцовыя Красные Слободы с крестьянином Андрюшкою Агапитовым с товарищи и всяких чинов люди“ ходатайствуют пред патриархом Никоном о построении храма в новой пустынке, на что и получают благословение его в особой грамоте от 6 августа 1655 года. Поводом к ходатайству об устроении монастыря и Путилки Баженова и жителей Красной Слободы служили следующие соображения: монастырь вблизи города, по их глубокому сознанию, был положительно необходим. Не говоря уж о том, что монастыри были тогда народными школами в религиозно-нравственном отношении, а потому считались необходимою принадлежностию всякого благоустроенного города, – они были необходимы и по другим причинам. По древлерусскому убеждениею, принятие пред смертью ангельского образа, т. е. пострижение в монашество, считалось самым верным средством ко спасению. А чтобы принять монашество хоть при последнем издыхании, для этого нужен монастырь, и притом такой, который находился бы недалеко от жилья. Итак, монастырь при Красной Слободе был необходим... И он, благодаря монаху Дионисию, крестянину Путилке Баженову и ”разных чинов людям Красной Слободы“, явился, официально утвержденный высшей церковною властию 6 августа 1655 года.